История Ложи

Список Досточтимых Мастеров с 1931 по 1965 год

Краткие протоколы всех собраний с декабря 2020 года.

Ложа «Гамаюн»: история русской молодёжной масонской мастерской в эмиграции (1931–1965) и возрождение в России (с 2020 г.)

Основание и ранние годы (1931–1936)

Ложа была основана 1 декабря 1931 года членами ложи «Северное Сияние» для работ молодёжи в масонстве. Инсталлирована 15 января 1932 года. Работала по Древнему и принятому шотландскому уставу под эгидой Великой ложи Франции под № 624. До войны собиралась в русском масонском доме на улице Иветт, после окончания войны — на улице Пюто. В конце 1934 года при ложе было организовано пищевое кооперативное товарищество, которое работало до 1937 года.

В декабре 1931 г. для работ молодежи в масонстве членами ложи Северное Сияние была основана новая мастерская, получившая название Гамаюн.
Идея создания ложи возникла ещё летом 1931 г. 13 августа Н. Л. Голеевскому было направлено письмо с подобной просьбой. Инсталлирована ложа была 15 января 1932 г. и зарегистрирована в союзе Великой Ложи Франции под № 624.

Основатели ложи

В числе основателей ложи были:

  • писатель В. С. Варшавский, чьё определение «незамеченное поколение» может быть применено и к Гамаюну;
  • коммерсант А. М. Грушко;
  • А. В. Давыдов (первый секретарь ложи);
  • писатель Д. Ю. Кобяков;
  • М. С. Мендельсон;
  • К. П. Новосёлов;
  • инженер М. К. Прекуль;
  • служащий Ф. Г. Ромашков-Рославльский;
  • Г. Б. Слиозберг (оратор со дня основания).

Первым досточтимым мастером ложи Гамаюн стал бывший член Англо-Саксонской ложи Пётр Андреевич Бобринский (1893–1962), руководивший мастерской до 1936 г.

«По профанской мерке совсем молодым человеком, хотя и всячески умудренным масоном. После анонимных соприкосновений неофита с братьями во время приготовительных к посвящению встреч и самого посвящения, эта первая встреча в ложе, при таком досточтимом, была исключительно глубокой. П. А. руководствовал наизусть, — очень важное преимущество в посвятительном церемониале, где председатель должен говорить, как власть имущий, без чего новопосвящаемый рискует не услышать в словах ритуала тех прошлых и будущих голосов, которые дают Ордену его внезлободневную красоту и силу. Под таким председательствованием художественная сторона ритуала оживляла сторону философскую и глубоко трогала этой особой мудрой высокой человечностью всего замысла, всей обстановки. Бр. В.Ф. Сафонов, живая энциклопедия по части ритуальных вопросов во всех градусах, и бр. Репнин действенно помогали благолепию ритуала…»

Социальный состав

Сходную характеристику дал сам П. А. Бобринский:

«Обращало на себя внимание присутствие двух разных групп разных социальных корней. С одной стороны, представители старой аристократии, такие как граф Воронцов-Дашков, князь Урусов, князь Мещерский, граф Шувалов (несколько позже присоединились и другие представители этого круга, такие как князь Макинский). С другой – представители литературно-художественного мира: декоратор Г. Вакхевич, художник Рожанковский, писатели Варшавский, Рогаля-Левицкий и др.»

Неудача как «молодёжная» ложа

«Однако, как ложа молодежная, то есть ложа, которая должна была бы вводить молодежь в мир русского масонства, Гамаюн потерпел неудачу … юношество, после первого восторга, быстро отходило от масонства, которое не смогло дать этим молодым людям то, что они пришли искать в ложах. Ничто ни казалось им достаточно ясным, ни задачи, ни действия… Масонство, с его посвятительной идеологией постепенного совершенствования, трудно дается молодежи. Чтобы понять этот подход, недостаточно первого восхищения и добрых намерений. Необходимо достичь некоторой духовной зрелости…»

Финансовые трудности и кооператив

Тяжёлое финансовое положение русской эмиграции не позволяло членам ложи нести бремя взносов. Это стало одной из главных причин краткосрочного членства (часто 2–3 года).

В конце 1934 г. при ложе было основано пищевое кооперативное товарищество, работавшее более трёх лет. В его правление входили:

  • П. А. Бобринский,
  • Л. В. Гойер,
  • Б. Ю. Прегель.

Секретарём и ложи, и кооператива был Р. Ф. Булатович, друг писателя Б. Ю. Поплавского.

Зодческие работы при П. А. Бобринском (1932–1935)

В период руководства П. А. Бобринского братья регулярно готовили «зодческие» работы. Отметим следующие из них (см.: GLdF. № 624; РГВА. Ф.93. Оп.1. Д.174; ЛА):

  • Н. Д. Татищев. Русский кризис (1932 г.);
  • В. А. Кондратьев. О событиях в Кронштадте в 1921 г.;
  • Ф. Г. Ромашков-Рославльский. Русский ритуал в 18 в. (6 февраля 1933 г.);
  • М. К. Прекуль. Гюнтер Грюдель о миссии молодого поколения (3 апреля 1933 г.);
  • Б. Ю. Прегель. Радий и его социальное значение (29 мая 1933 г.);
  • Е. В. Ратнер. О Великом Строителе Вселенной. Масонская символика в свете современного миросозерцания (19 июня 1933 г.);
  • А. Н. Гончаров. Об агапе (10 июля 1933 г.);
  • Б. П. Магидович. Миссия масонства (23 февраля 1934 г.);
  • С. Я. Эфрон. Андрей Белый (20 мая 1934 г.);
  • А. Ю. Прегель. Опыт Рузвельта (от пятилетки к N. R. A.) (12 июля 1934 г., совместное заседание с ложей Астрея);
  • П. А. Бобринский. Мотивы посвятительной традиции (23 марта 1935 г., совместное заседание с ложей Северное Сияние);
  • Р. Ф. Булатович. Иуда Искариот (1 апреля 1935 г.);
  • Л. В. Гойер. V Интернационал (23 ноября 1935 г., совместное заседание с ложей Северное Сияние);
  • Е. Лурье. О современной архитектуре в СССР (1935 г.);
  • М. С. Мендельсон. Этика мысли Блэза Паскаля (1935 г.);
  • А. П. Прокопенко. Бессознательное и его роль в жизни человека (1935 г.);
  • П. Я. Рысс. Джордано Бруно. Человек и философия (30 сентября 1935 г.);
  • Л. Д. Кандауров. Русское масонство, его прошлое и его настоящее (1935 г.);
  • М. Сандерс. Впечатления о поездке в среднюю полосу России, Крым и на Кавказ (1935 г.).

Руководство Л. В. фон Гойера (1936)

В 1936 г. молоток досточтимого мастера был передан П. А. Бобринским Льву Викторовичу фон Гойеру (1876–1939) — знатоку западной и восточной философии, бывшему финансовому агенту императорского правительства в Париже.

«Можно без преувеличения сказать, что бр\ фон Гойер пришел в Орден В\ К\ уже посвященным и искал в нем не столько посвящения, как посвятительную среду, в которой и на пользу которой он мог проявить ранее приобретенную мудрость» [Бюллетень. Июнь 1939. С.1].

Один из членов ложи вспоминал:

«Сколько могу вспомнить, тогда руководителями русского Шотландского масонства было предположено придать работам ложи направление более в сторону русской проблемы… дух молодой свободы был в ней настолько силен, что перевести ее на программную работу не удалось. Братья в своих докладах делились тем, что их интересовало, и это придавало сплоченность и дружность их масонской жизни…»

Руководство Б. П. Магидовича (1936–1938)

Его место занял Борис Петрович Магидович (1892–1952), досточтимый мастер Гамаюна по 1938 г.

«Б. П. с большой энергией, с энтузиазмом взял в руки первый молоток. Ложа вздохнула и в материальном отношении… Началось усиленное привлечение новых братьев, оживились агапы…»

В это же время в ложе были прочтены доклады:

  • Л. В. Гойер. Младоросская идеология (17 февраля 1936 г.);
  • С. Я. Эфрон. Работа советского правительства (16 марта 1936 г.);
  • Г. Б. Слиозберг. О проблеме свободы (15 февраля 1937 г.);
  • С. Гойер, К. В. Гвозданович. Уроки прошлого и вехи будущего (17 мая 1937 г.);
  • П. А. Бобринский. Перед лицом русской проблемы и истории (31 января 1938 г.);
  • К. В. Гвозданович. О России (21 марта 1938 г.);
  • П. А. Бурышкин. Перед русской проблемой (20 июня 1938 г.).

Предвоенные годы и начало Второй мировой войны (1939–1945)

В 1939 году прозвучали доклады:

  • А. П. Прокопенко. Психологические предпосылки масонства (16 января);
  • Н. Калибаба. Положение армян в Турции (20 февраля);
  • А. П. Прокопенко. Наука и человек (17 апреля);
  • В. А. Кондратьев. Посвятительные возможности синематографа (1 мая);
  • В. Вейсбрем. Основы учения Фрейда о подсознании (15 мая);
  • Г. И. Соболевский. Творчество и посвящение по символике 2-й степени (27 декабря).

После начала войны заседания прекратились, но общение продолжалось. Уехавшие в США члены вошли в Нью-Йорке в масонский клуб «Россия»: А. В. Давыдов, В. А. Кондратьев, М. С. Мендельсон.

Послевоенное возрождение (1945–1949)

Ложа возобновила работы 11 мая 1945 года. В мае 1945 г. удалось привлечь к Гамаюну лишь 11 человек.

В 1946 году к ложе присоединились такие видные масоны, как П. А. Бурышкин, К. В. Гвозданович, П. А. Люблинский. Был посвящён химик С. Н. Татарула. Численность ложи достигла 16 человек.

Новое поколение (1951–1958)

В 1951 году к ложе присоединились:

  • В. М. Бересневич,
  • П. В. Погожев,
  • В. Л. Клячко,
  • Л.-Е. Гузар (видный деятель украинского национального движения).

Последние годы и закрытие (1959–1965)

В 1960–1961 годах ложа проводила совместные собрания с ложей «Лотос».

В 1965 году, когда другие русские ложи Древнего и Принятого Шотландского Устава раскололись, «Гамаюн» в полном составе перешёл в союз Великой Национальной Ложи Франции и, войдя в состав регулярной «Астреи», прекратил своё существование.

За 34 года существования в ложе состояло 111 масонов.

Возрождение ложи «Гамаюн» в России (с 2020 года)

4 октября 2020 года, на Востоке Москвы, была инсталлирована Ложа «Гамаюн», которая вошла в реестр Объединённой великой ложи России под № 7.

Основу ложи составили братья из лож:

  • «Братство Святых Даров»,
  • «Михаил Слоним»,
  • «Тетраксис»,
  • «Кристалл любви».

Численность ложи на октябрь 2025 года29 масонов.

Досточтимые Мастера с 2020 года:

  • 2020 год: Д:.Б:. А. Аг.
  • 2020–2023 года: Д:.Б:. А. Ар.
  • 2023–2024 год: Д:.Б:. А. С.
  • 2024–2026 год: Д:.Б:. К. Г.

Источники: трёхтомник А. Серкова «История российского масонства ХХ в.», четырёхтомный биографический словарь, архивы РГВА, РГАЛИ, ЦХДИК, архивы лож «А. С. Пушкин», «Лотос», «Юпитер», журнал «Вестник», материалы ЛА (Личный архив), GLdF № 624 и др.