Зодческая работа брата Кирилла Б. зачитанная во время собрания в первом градусе Достопочтенной Ложи Гамаюн 6го февраля 6021 года A:.L:.
Каждый из нас однажды постучался во врата Храма со своими целями, по своим мотивам, зачастую неведомым даже нам самим. Нам были дарованы Молот и Резец для того, чтобы работать над собственными грубыми камнями, приближая торжество добродетели внутри нас. Благодаря чтению и старшим Братьям, одаряющим нас своими познаниями, мы стали учиться постижению символов и себя самих. Этот небольшой эскиз написан для того, чтобы направить усилия Братьев Учеников, привнеся в их внутреннюю Работу над собственным камнем ряд важных штрихов, способствующих духовному росту. Как мы помним, Освальд Вирт считал, что именно градус Ученика является ключом ко всем остальным. Этот эскиз может быть полезен и Братьям в других степенях, поскольку мы все остаемся Учениками на всю жизнь, продолжая свой труд над собой.
Этот труд является необходимым условием для того, чтобы действительно быть, а не всего лишь казаться Вольным Каменщиком. Во все времена в Братстве встречались «профаны в запонах» — масоны, удовлетворившиеся достижением незначительной цели, бросившие или даже не начинавшие работу над своим камнем. Многие из них покинули Братство, некоторые решают за его счет свои профанские потребности, в том числе – в самоутверждении, гонясь за градусами и тайнами, которые невозможно понять правильно без намерения и воли к работе над собой.
Как мы помним, нашей обязанностью является бежать порока и исповедовать добродетель, предпочитая всему справедливость и правду. Но что именно скрывается за этими вполне понятными словами? Как побороть собственные предрассудки, инертность или мнительность, и достойно исполнять свои обязанности? Единого решения для каждого не существует, но это не является поводом для того, чтобы сложить свои инструменты и не делать ничего.
В качестве примера внутренней работы над собой можно рассмотреть комплекс духовных упражнений Игнатия Лойолы, основателя Ордена Иезуитов. Брат Игорь С., исследуя наследие Лойолы, пришел к выводу о релевантности его практик масонской обработке дикого камня. Сам Лойола называл свои практики способом «испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной [..], каким душа приготовляется и располагается для своего освобождения от всех неупорядоченных влечений, коль скоро они будут уничтожены, для поиска и обретения воли Божией относительно устройства своей жизни и для спасения своей души». Упражнения были разделены на 4 этапа по 6 или 10 дней. Первый этап был посвящен покаянию при помощи молитвы и размышлений о грехе. Второй предполагал работу над смирением, высшее проявление которого состоит в равном безразличии к богатству и бедности, почету и унижению. Далее следовал этап созерцания и молитв. На последнем же этапе рекомендовалось вместо покаяния следить за умеренностью во всем и не вспоминать о грехе, чтобы не разрушать образовавшееся единение с Богом.
Масонство не требует от своих адептов подобной набожности и духовного подвига в работе над собой, но и не предлагает каких-либо стандартных и обязательных для применения методик. Жизнь и решения каждого Брата уникальны, а способы работы над своим камнем обусловлены культурными кодами, спецификой религиозных воззрений и способностями к саморефлексии, всё же являющейся необходимым фактором развития. Орден поддерживает наши поиски приобщением к древним символам и ритуалам, согласно уровню посвящения каждого.
С точки зрения масонской гносеологии (раздел философии о познании), после получения базового представления о символизме «посвящённый Брат проецирует на символы и ритуалы свои собственные качества, наполняет их собственным смыслом и содержанием. Но не придумывает их, а пробуждает посредством символов и ритуалов ранее неосознаваемые внутри себя уже заложенные знания. На третьем этапе происходит осознание, что проецируемые качества являются глубинными личными […] архетипами, и что некоторые из качеств, являясь необработанным камнем (представляя собой наши личные несовершенства) мешают и блокируют дальнейшее развитие. Эту проблему масон решает самостоятельно. Так происходит осознание в себе глубинных структур и грубых черт собственного обрабатываемого камня».
По мнению неназванного Брата, тем самым мы получаем «универсальный ключ […] для постижения таинств более высоких степеней. И хотя таинства находятся за дверями разных комнат, ключ, который дается Ученику, является универсальным и подходит для каждой из таких дверей». Этот ключ выплавлен из умения молчать и искать истину, желания Справедливости, подчинения правилам Ордена и братской любви. Брат Павел К. называет последнюю «гарантом стабильного состояния действительности», который «оказывает влияние на каждого члена Братства, помогая ему меняться в лучшую сторону. Братские чувства помогают раскрыть творческий потенциал человека, перейти на новый уровень бытия. У него возникает желание меняться и создавать что-то новое без боязни перемен, так как Гармония в Ложе – непосредственная составляющая братской любви».
Соответственно, масонское поведение требует бережного отношения к Гармонии, что является одной из причин ученического обета молчания. Для её поддержания существует свод прописанных в Генеральном Регламенте Великой Ложи, а также неписаных правил поведения. Большая часть из них обсуждается в Ложе Наставлений, обратим особое внимание на некоторые из них.
В первую очередь стоит сказать о воплощении духовных и интеллектуальных поисков Братьев – зодческих Работах. С одной стороны, они являются доказательством проделанной работы над камнем, без которого невозможно повышение заработной платы Каменщика. С другой стороны, эти работы нужны другим Братьям для помощи в их поисках. Поэтому неактивность Брата в написании зодческих работ не позволяет ему поделиться с Ложей собственными достижениями, тем самым сделав свой вклад в поднятие общего духовного уровня. Надлежащее оформление является более чем хорошим тоном – Ученик не может сам зачитывать свою Работу, поэтому она не должна содержать грамматических ошибок и быть легко читаемой, чтобы не создавать негармоничных ситуаций. Возможные фактические ошибки в Работах должны быть предварительно устранены при помощи консультаций с офицером-куратором (для Учеников это Брат Второй Страж). В дальнейшем Работа может быть опубликована на сайте Ложи, для чего она должна быть предоставлена в безупречной печатной форме.
Тишина Ученика на открытых Работах является абсолютной, он может говорить только с разрешения Досточтимого Мастера. Шепот или посторонние разговоры являются недопустимыми для всех Братьев и являются неуважением к Ложе. «Обязательства Вольного Каменщика» требуют от Братьев «избегать частных противоречий и ссор и самим воздерживаться от неумеренности, […] быть осмотрительными в своих поступках и поведении, учтивыми с Братьями и верными своей Ложе». Особенно бдительными стоит быть на Агапе, где менее формальная атмосфера и темы общения, а также неумеренность в выпивке могут привести к конфликтам и разрушению гармонии Ложи.
Также является важным вопрос регулярного посещения Работ. Досточтимый Мастер самостоятельно, либо при помощи Секретаря рассылает приглашения на Работы. В англо-саксонских послушаниях вместо обычных приглашений рассылаются «masonic summons», повестки. Факт отправки документа с таким строгим названием означает, что «Досточтимый Мастер призывает Братьев к работам, действуя в рамках конституции Великой Ложи и регламента непосредственно самой Ложи, он призывает их к исполнению тех обязательств, которые они взяли на себя, дав клятву, и которые так же прописаны в Масонских законах. […] Неявка на […] Работы без убедительной причины является формальным поводом для масонского суда с последующим […] исключением из Ложи». Ученик нашей Ложи, систематически пропускающий Работы, тем самым откладывает срок собственного посвящения в градус Подмастерья, теряет доверие и связь с Ложей, а в отдельных случаях даже может быть представлен к исключению.
При наличии веской причины для отсутствия, Брат может пропустить Работы, но обязан сообщить о своих обстоятельствах и передать извинения Ложе через любого из Братьев. При этом на следующих работах он обязан внести в Кружку Вдовы обол – символическую (но в рамках приличий) сумму в качестве дополнения к извинениям. При этом обол не является пожертвованием, фактически это необременительная, но необходимая компенсация за неполноту Братской цепи по причине возникших обстоятельств.
Что касается финансовой дисциплины в отношении взносов в Ложу, этот вопрос является весьма чувствительным. Мы все знаем, что любая Достопочтенная Ложа имеет финансовые обязательства перед Великой Ложей, напрямую зависящие от количества Братьев. Металлы в данном случае могут иметь разрушительную силу, чья-либо задолженность демонстрирует несовершенство его камня и попирает уважение к Ложе, которая оказывается вынуждена либо платить за Брата, либо проститься с ним.
«Считается хорошим тоном принимать на себя выполнение каких-либо обязанностей в Ложе, если вас об этом просят, и это в ваших возможностях. […] Достопочтенная Ложа – это рабочий улей, мастерская. Просьба к вам от вашей Ложи означает, что Ложа доверяет уровню ваших знаний, компетентности, и считает их достаточными для исполнения озвучиваемой просьбы». Чаще всего, Учеников просят помочь с приготовлением Храма к Работам и Агапе, а также с уборкой. Подготовка Ложи быстра, необременительна, и позволяет неофитам лучше понять и проникнуться символизмом Ложи. В некоторых послушаниях Ученики помимо вдумчивого раскладывания инвентаря перед Работами рисуют по памяти табель первого градуса на меловой доске, как это делалось в древних Ложах. Данная практика обладает исключительным дидактическим эффектом в изучении символизма, а также развивает пространственную память и умение рисовать.
Подводя итог, отметим, что бережливое отношение к гармоничному микрокосму Ложи, «посещение собраний, регулярная, организованная, методическая работа, опирающаяся на масонские инструменты и уважающая ритуал, является средством, с помощью которого Масон может освободиться от внутренних препятствий и добиться прогресса в Масонстве, построив себя […] и гармонично живя с себе подобными». Только так мы продолжим развиваться, делать себя и мир вокруг нас лучше. В противном случае вместо Храма Добродетели мы воздвигнем себе склепы, превратившись в пресловутых «профанов в запонах».
Я сказал.